29 сентября в Российской государственной библиотеке для молодежи в Москве, при поддержке галереи Voice откроется персональная
выставка Алексея Васильева «MEA GHETTO. BIBLIOTHECA. ЧАСТЬ II» — многослойный художественный анализ и диалог с самой сущностью институции, в стенах которой он представлен.
Визуальный язык проекта — смешение поэзии, каллиграфии, символизма и пост-апокалиптической образности: где «буквы — это бог, так красиво они лежат на стенах», где «пыль смешалась — бетона с книжной». Васильев создает метафору о силе знания, лишенном институциональных опор, о свете, пробивающемся сквозь трещины забвения.
Изначальный замысел Васильева,
воплощенный в 2020 году, был пронизан не просто идеей, но самой материей
утопии. Художник создал образ библиотеки как сакрального пространства, выросшего из руин, где, как он сам говорит, «утопически встало желание об интеллекте, наполнении». В заброшенном индустриальном теле завода, ставшем колыбелью для «парней из гетто», книга перестала быть обыденным предметом. Она обрела сакральное дыхание, став богом, недоступным и потому желанным.
Сегодня, при пересборке выставки в стенах самой Библиотеки, эта утопия рассыпается, чтобы стать чем-то большим:
пространством диалога. Во второй части «MEA GHETTO. BIBLIOTHECA» художественная оптика меняется: книга превращается в зеркало, отражающее современный кризис и триумф. Утопическая метафора рушится, уступая место честному разговору с реальностью. Библиотека, когда-то недостижимый идеал, становится живым организмом, который сам себя осмысляет.
Центральным нервом этого диалога становится образ библиотекаря, чей мир, когда-то замкнутый, раскрывается перед нами. Художник воссоздает «кабинет библиотекаря» как метафорическое средоточие всех противоречий. Это капсульный мир, где «между ъ и ь разница невелика», но где рождается главное — «место середины». Здесь, в этой точке напряжения, Васильев фиксирует момент перехода, где старая роль уже утратила смысл, а новая еще не признана обществом.
куратор: Даниил Левитес