Проект Юлии Агеносовой «Трон» — многомерное и глубоко личное художественное исследование феномена власти в контексте современного мира и вечных экзистенциальных вопросов. Используя свой медитативный символический язык, художник, имеющий также образование психолога, выходит за рамки традиционной политической интерпретации, фокусируясь на психологической анатомии контроля и подчинения.
I. ТРОН
Власть в проекте «Трон» предстает не как политическая категория, а как универсальная психическая константа. Юлия Агеносова анализирует власть технологий, социальных шаблонов, личных комплексов и — прежде всего — власть времени, перед которой человек абсолютно беспомощен. «Трон» становится пространством внутренней драмы, где амбиции и контроль неизбежно оборачиваются страхом и подчинением.
Проект утверждает: власть эфемерна, а человеческие амбиции растворяются в цикличности истории и мимолетности бытия.
II. ЖИВОПИСЬ
Живописные работы проекта выходят за пределы традиционной плоскости — они становятся тактильными объектами, в которых техника напрямую связана со смыслом.
Метод процарапывания по готовому изображению на фанере, который художник обозначает как «петроглифы», является не только техническим выбором, а фундаментальным концептуальным жестом.
Этот архаичный, аналоговый акт гравировки переносит современное высказывание в архетипический пласт, символизируя фиксацию и запись травматического или властного опыта в подсознании — «на вечно».
III. ТЕКСТЫ
Работы, представляющие увеличенные, абстрагированные «фразы-ошибки» из технологической среды («Повторить попытку», «Невозможно обновить ленту», «Коснитесь, чтобы повторить»), функционируют как визуальные мантры современной зависимости и тревоги.
Обезличенные, механические команды, вырванные из цифрового контекста, лишаются своей функциональной невинности и приобретают экзистенциальный масштаб. Они становятся императивами, навязанными извне, и символизируют алгоритмические паттерны, которые процарапываются (внедряются) прямо в подсознание.
Наложение древней техники гравировки на изображение цифрового кода создает эффект техно-археологии. Художник запечатлевает мимолетные ошибки интерфейса как клинопись на древесной поверхности, предполагая, что эта зависимость от цикла «обновлений» и «перезагрузок» является новым, принудительным паттерном.
Текст становится горькой метафорой человеческой жизни, зацикленной на сизифовом труде бесконечного, тщетного поиска «сигнала» и «подключения» — попыток избежать подлинного, нецифрового контакта с реальностью или с собственным «Я».
Текст становится горькой метафорой человеческой жизни, зацикленной на сизифовом труде бесконечного, тщетного поиска «сигнала» и «подключения» — попыток избежать подлинного, нецифрового контакта с реальностью или с собственным «Я».
V. «ДНЕВНИК» И «ПИСЬМО»
В работах «Дневник» и «Письмо» процарапанные засечки — хронологические маркеры — напрямую апеллируют к Власти Времени, как к высшей, неумолимой силе, что особенно резонирует с темой тщетности амбиций.
Засечки, выстраиваемые неделя за неделей, фиксируют ушедшие дни и, следовательно, необратимую утрату. В контексте «Трона» они выражают подчинение человека хроносу — абсолютно неподкупной форме власти.
Фанера функционально преобразуется в «стену», на которой ведется визуальная хроника. Таким образом, жизнь сама становится формой заточения в цикле дней, а сами работы являются не просто отсчетом, но и материализацией осознания этой экзистенциальной ловушки.
Грубый, физический акт процарапывания придает этому осознанию тактильность и пронзительность. «Дневник» и «Письмо» выступают здесь как документы-свидетельства безвозвратности каждого момента и одновременно как отчаянная попытка замедлить, зафиксировать это ускользающее время с помощью древнейшего художественного жеста.
Грубый, физический акт процарапывания придает этому осознанию тактильность и пронзительность. «Дневник» и «Письмо» выступают здесь как документы-свидетельства безвозвратности каждого момента и одновременно как отчаянная попытка замедлить, зафиксировать это ускользающее время с помощью древнейшего художественного жеста.
V. ГРАФИКА / ЛИНОГРАВЮРА
Графический цикл в проекте «Трон» выступает как критически важный, самостоятельный блок, где художественно-графическое образование Юлии Агеносовой позволяет ей достичь особой концептуальной остроты через выразительные средства печати.
Выбор линогравюры в сочетании с ручной печатью несет в себе глубокий символический заряд. Линогравюра, как техника высокой печати, фундаментально построена на резком дуализме — контрасте черного и белого, света и тени, присутствия и отсутствия. Эта эстетика конфликта идеально резонирует с центральной дуалистической темой всего проекта: власть и подчинение, контроль и утрата, триумф и забвение. Изображение, возникающее из этого противостояния, символизирует непримиримость борьбы и абсолютность суждения, характерную для феномена власти.
Наиболее мощный художественный эффект достигается за счет концептуального диссонанса между процессом и носителем:
Мастер-форма: Глубокий рез на линолеуме — это властный, необратимый жест, акт физического вторжения в материю, создающий рельеф. Он выступает как метафора диктата воли, насильственного начертания закона или системы.
Оттиск: Оттиск переносится на тончайшую, почти прозрачную папирусную бумагу. Папирус, исторически являясь первоносителем цивилизации, законодательства и священных текстов, здесь олицетворяет предельную хрупкость памяти, уязвимость документации и иллюзорность наследия.
В результате создается визуальный оксюморон: властное воздействие оставляет свой след на самом беззащитном носителе. Этот прием подчеркивает ключевую идею проекта: монументальные проявления власти в конечном итоге обречены на растворение, дематериализацию и уязвимость перед абсолютной властью Времени.
Мастер-форма: Глубокий рез на линолеуме — это властный, необратимый жест, акт физического вторжения в материю, создающий рельеф. Он выступает как метафора диктата воли, насильственного начертания закона или системы.
Оттиск: Оттиск переносится на тончайшую, почти прозрачную папирусную бумагу. Папирус, исторически являясь первоносителем цивилизации, законодательства и священных текстов, здесь олицетворяет предельную хрупкость памяти, уязвимость документации и иллюзорность наследия.
В результате создается визуальный оксюморон: властное воздействие оставляет свой след на самом беззащитном носителе. Этот прием подчеркивает ключевую идею проекта: монументальные проявления власти в конечном итоге обречены на растворение, дематериализацию и уязвимость перед абсолютной властью Времени.
VI. READY-MADE «МЕМОРИАЛ»
Объект «Мемориал» выступает как наиболее эмоционально и социально нагруженная точка проекта «Трон», напрямую оперируя человеческим документом и воплощая идею коллективной травмы.
Использование приема ready-made* несет в себе пост-дюшановский заряд, но пропитано глубоким этическим и эмоциональным смыслом. Белые рубашки, собранные от реальных людей, становятся социальным архивом частных историй, переводя произведение из чисто художественного высказывания в коллективное свидетельство.
Рубашка здесь — многоуровневый символ: она олицетворяет социальную форму, идентичность, статус — от символики «белого воротничка» как маркера власти или порядка до чистоты и невинности. Белый цвет усиливает трагический пафос и мотив ритуальной жертвенности.
Кульминация концепции достигается через инсталляционный жест: грубое, механическое нанизывание личных артефактов на острые металлические штыри. Этот акт является художественной деконструкцией символа порядка и чистоты. Металлические штыри, пронзающие ткань, становятся орудием травмы и символом агрессии. Объект переходит из бытового контекста в аллегорию мученичества и жертвы, фиксируя момент физического и психологического насилия, нанесенного обезличенной внешней силой — будь то система, идеология или общественные предрассудки. Прокол ткани, «пробоина в личной истории», символизирует необратимое повреждение индивидуальности. Рубашки, «обескровленные» острием, становятся знаками утраты: они маркируют тех, чья индивидуальная «форма» была сломлена при столкновении с агрессивными, властными силами мира.
«Мемориал» — это застывший момент социальной и психологической травмы, где личный, эфемерный артефакт обретает монументальность, становясь поминальным объектом, посвященным всем «невинным героям» и цене подчинения внешнему диктату.
*ready-made - художественный приём, при котором автор использует обычные предметы, изготовленные не им самим, как произведение искусства, перемещая их из обыденного контекста в художественный
VII. КЕРАМИКА / «ЭПИКРИЗ»
В творчестве Юлии Агеносовой керамика занимает позицию эмоционального и анатомического «акцента», служа кульминацией или предельно лаконичным выражением идеи каждого проекта.
Работа «Эпикриз» — это мощный скульптурный statement о конечной цене власти. Она представляет собой анатомически точное, ярко окрашенное, витальное «сердце» из хрупкой керамики, покоящееся на тяжелой, холодной бетонной «подушке».
Главный художественный эффект построен на антагонизме материалов, создающем острую драматургию контраста. Теплое, ручной работы сердце определяет уязвимость человеческой психики, обнаженность интимных чувств и эмоциональную жизнь, а тяжелое, холодное основание — безличную, «каменную» систему, перед которой витальное начало бессильно. Такой контраст является кульминацией идеи уязвимости: живое, хрупкое чувство не выдерживает давления монументальной, механической силы.
Символизм экспозиции усиливает эту драму. Сердце, выставленное на всеобщее обозрение, подобно медицинскому образцу или объекту исследования, демонстрирует обнаженность и беззащитность внутреннего мира. Возможность по замыслу автора «взять сердце в руку» усиливает ощущение его физической уязвимости и превращения чувства в вещь. Само название работы «Эпикриз» придает ей фаталистический оттенок, фиксацию финального диагноза: эмоциональная травма завершена и задокументирована, а чувство окончательно становится фактом истории болезни.
*Эпикриз - врачебное суждение, обобщающее диагноз, причины и ход болезни, а также обоснование и результаты лечения пациента, которое фиксируется в медицинской документации
*Эпикриз - врачебное суждение, обобщающее диагноз, причины и ход болезни, а также обоснование и результаты лечения пациента, которое фиксируется в медицинской документации
VIII. ОБЪЕКТЫ «СВИДЕТЕЛИ» И «НАСЛЕДНИК»
Художественная практика Юлии Агеносовой, балансирующая на грани фигуративного и абстрактного искусств, находит свое максимальное концептуальное напряжение в серии объектов-голов. Эти скульптурные формы функционируют как визуальные архетипы, воплощая дистанцию, наблюдение и безгласный контроль — ключевые элементы феномена верховного положения в контексте проекта «Трон».
Объекты «Свидетели» выступают в роли рефлексирующего хора или институционального ока всего проекта. Отдаленно напоминая примитивные деревянные маски, они критически лишены ртов, что мгновенно делает их немыми субъектами. Размещенные на возвышении, они взирают сверху на «бурлящие внизу» экзистенциальные страсти. Их безмолвие — метафора отстраненности и пассивного согласия.
Они представляют собой обезличенный, всевидящий надзор, присущий любой системе доминирования, где регистрация событий важнее вмешательства. Их немота символизирует молчаливое согласие с установленным порядком. «Свидетели» — это антропоморфная фиксация того, что сила не всегда требует активного голоса для утверждения своего первенства; ей достаточно бесстрастного, постоянного присутствия.
Они представляют собой обезличенный, всевидящий надзор, присущий любой системе доминирования, где регистрация событий важнее вмешательства. Их немота символизирует молчаливое согласие с установленным порядком. «Свидетели» — это антропоморфная фиксация того, что сила не всегда требует активного голоса для утверждения своего первенства; ей достаточно бесстрастного, постоянного присутствия.
«Наследник» («золотой мальчик») является самым провокационным в серии, его цвет придает ему решающее символическое значение. Намеренно грубая обработка дерева, вызывающая ассоциации с заготовкой или «шляпной болванкой», выступает как радикальный акт десакрализации образа того, кто принимает верховное положение. Это не портрет, а скульптурный набросок абстрактной функции.
Золотое покрытие — традиционный символ величия, богатства и неоправданной роскоши — вступает в конфликт с его грубой, незавершенной формой. Этот контраст подчеркивает иллюзорность внешнего блеска: образ может быть внешне блистателен, но по сути своей пуст, случаен и тщетен. «Наследник» символизирует временность и сущностную пустоту того, кто занимает позицию первенства, обнажая изначальную эфемерность самой структуры.
Эта амбивалентность порождает в зрителе широкий эмоциональный диапазон: от насмешки над ничтожностью «золотого» функционера до ощущения молитвенного предстояния перед неведомой, но неизбежной силой, которую он символизирует. В конечном счете, «Наследник» воплощает идею о том, что сущность диктата остается неизменной, несмотря на то, кто именно занимает Трон.
Эта амбивалентность порождает в зрителе широкий эмоциональный диапазон: от насмешки над ничтожностью «золотого» функционера до ощущения молитвенного предстояния перед неведомой, но неизбежной силой, которую он символизирует. В конечном счете, «Наследник» воплощает идею о том, что сущность диктата остается неизменной, несмотря на то, кто именно занимает Трон.
Проект «Трон» — это не повествование, а психологический ландшафт власти.
Агеносова выстраивает целостную визуальную философию, где каждый материал — от фанеры до папируса, от ткани до керамики — фиксирует след внутреннего воздействия.
В её искусстве власть перестаёт быть внешним институтом и становится частью человеческой психики, неотделимой от страха, памяти и времени.
Агеносова выстраивает целостную визуальную философию, где каждый материал — от фанеры до папируса, от ткани до керамики — фиксирует след внутреннего воздействия.
В её искусстве власть перестаёт быть внешним институтом и становится частью человеческой психики, неотделимой от страха, памяти и времени.